Микрушка, как она есть

Пополнение раздела публикации. Cтатья написаная Сергеем Маркаряном.

[singlepic=10,300,300,left] Микрушка, наверно наиболее массовый класс яхт в нашей стране. Лодки выпускаются давно, покупаются активно притом весьма недешево. Чем же так привлекателен этот класс яхт?

Лодка не самая мореходная, не самая скоростная, не особенно просторная. К тому же далеко не самая простая в управлении и настройке, и уж конечно, не из дешевых. По цене приличная б/у микро может сравниться со средней яхтой 1/4 и существенно дороже минитонников. Все достаточно просто: ни одна другая лодка не дает такой свободы при приемлемых прочих качествах. Наличие трейлера и любого легкового а/м позволяет быстро и без проблем достичь любых акваторий. Из Москвы – на второй день вы в Ладоге или Онеге, на третий – на Белом море. Притом и сброситься и подняться можно силами экипажа, а при некоторой сноровке и одному. Опять же, возимая лодка может храниться между плаваниями где угодно: на даче, на автостоянке, в гараже.

Кроме того, транспортабельность яхты позволяет принять участие в большом количестве соревнований.

К сожалению, (речь о Московских микрушках), при большой массовости флота, кипения парусной жизни как-то не наблюдается. Большинство лодок простаивает, либо используется для кратковременных вылазок на пикник. Только несколько яхт регулярно ходят в серьезные плавания, да группа заядлых гонщиков усиленно занимается только этим видом деятельности. Замечу, что соревнования в нашем классе в последние годы становятся все менее интересными для большинства участников.

Условия, при которых лодки чисто гоночные гоняются между собой, оставляя круизерам роль статистов, совершенно неприемлемы и поэтому число участников постоянно сокращается. Возможно, что с созданием «Ассоциации Класса. М.икро» дело пойдет веселей, но пока на дистанциях видны Рейсинги и Марлины, слегка разбавленные парой Рикошетов, да и те, круизерами назвать трудно, т. к. лодки подготовлены только к гонкам, лишены напрочь снабжения, облегчены .до последней степени.

Но, господа, позволю себе напомнить, что кл. Микро – это в первую очередь семейный крейсер, лодка для отдыха и удовольствия. У нас же в качестве «Круизеров» Микро используется огорчительно мало.

Попробую обобщить опыт свой и своих друзей и знакомых, может это поможет кому-то из начинающих «одноклассников».

Начну с «ложки дитя». Основные недостатки «Рикошета» — швертовое устройство, сливные шпигаты кокпита, и балансировка. По порядку: шверт штатный, который много лет тупо лепят судостроители – сон разума или злоумышление врага народа. Писал я об этом подробно в «Мастерской» — «Шверт, или мина под днищем – 1 и 2».

Несколько лет назад изготовил и установил у себя описываемую конструкцию – очень доволен. Капитаны яхт, поставившие у себя такие же – тоже хвалят. Вообще, лодка со штатным швертом, по моему мнению, для крейсерских плаваний опасна. Еще раз убедился в этом на Ладоге, вылетев в шторм на рифы. Моя конструкция лодку спасла, со штатной просто утонул бы. Подробно эту ситуацию с разбором полетов тоже могу выложить.

Самоотливной кокпит «Рикошетов» тоже самоотливается довольно слабо. Малое сечение и замысловатая форма не дают воде уходить быстро. В случае захлестывания волной, скорость осушения становится весьма важной. Другой вопрос, что в такую погоду в море делать нечего. Однако же случается всякое.

Оптимален в этом случае открытый кокпит, но и увеличение сечения шпигатов в 2-3 раза проблему тоже решает. Притом, лучше шпигаты с сеткой, чтобы не забивались.

Третья проблема – балласт и дифферентовка – возможно, наиболее спорный.

По-моему, соблюсти одновременно и абсолютную устойчивость и непотопляемость невозможно. Балласт ~180-200 кг) закладываемый судостроителями, рассчитан на прогулочное катание на пустой лодке. При загрузке яхты к походу (~250-300 кг груза) и правильном размещении и закреплении груза можно ограничиться 50-70 кг. Балласт лучше использовать в виде свинцовых листов – он не занимает места в трюме и прочно держится. Несложно снять в случае ремонта. Хотя мне довелось видеть Микро с балластом в виде арматурных прутьев ~ 2,5 м длиной, уложенных вдоль швартового колодца от форпика по днищу. Приформовано было достаточно аккуратно. По-моему идея неплохая. В любом случае штатные балластины занимают слишком много места и неудобны.

Есть сложности с дифферентовкой лодки. Т.к. наиболее массивные грузы надо размещать поближе к центру и покомпактней, да при этом больше загружать нос, чтобы на ходу корма не тянула воду, погрузка превращается в непростое дело.

Оборудование яхты для дальнего похода тоже несколько отличается от «катального варианта». Прежде всего, надо сделать так, чтобы большую часть работ можно было делать из кокпита, не вылезая на бак, притом одному. Конструкция наших лодок это вполне позволяет.

Взятие рифов – даже не обсуждается. Если для этого надо вылезать к мачте и долго возиться – это опасно.

Риф. Шкентели должны быть заведены на первый риф, и, при необходимости легко и быстро перекинуты на второй.

Со стакселями сложнее. Удачных и универсальных закруток стакселя я как-то не нашел. Есть интересные конструкции, но оптимальной не вижу. Хотя, любая закрутка, позволяющая мгновенно скрутить стаксель – большой плюс в походе.

Неплохо бы матросу научиться быстро и четко менять стакселя из переднего люка, да беда в том, что при хорошей волне открытый форлюк мне не нравится, по вполне понятным причинам. Пробовали менять стакселя, сидя на окантовке люка и закрывая телом от волны, но все же мокро. Вода, как известно, дырочку найдет…

Особо хочу сказать о уменьшении парусности. Если даже в гонках форсирование парусами не всегда ведет к победе, то в крейсерском плавании это просто легкомыслие. Если откренить лодку экипажу становится трудно, значит рифы уже должны быть взяты. Я начинаю рифиться так: 8 м/сек 1-й риф, 10 м – шторм, стаксель, 12 м – второй риф. Стаксель, по возможности лучше нести всегда, т.к. без него лодка хуже идет и управляется. Нелишне напомнить, что при попутном ветре лучше нести парусность, как для лавировки. Вдруг что-то за борт уронится – подойти будет легче.

Вообще-то штормовать нам ни к чему, но если выпало – тоже ничего страшного. Волну до 3-х метров лодка наша вполне держит, глухо зарифленная может двигаться, при ветре до 18 м/сек. Главное – не допускать сильных шлепков днищем при падениях с волны. Да и с рулем надо быть внимательным, т.к. нагрузка на него очень сильно увеличивается.

Шверт в шторм я поднимаю наполовину, при попутном курсе почти полностью (при моей конструкции), что уменьшает нагрузку. Для безопасности лучше использовать страховочную сбрую, но я не использую. Вместо этого на сильной волне буксирую длинный трос с буйком (50 м). Однажды, лет 20 назад, это спасло мне жизнь в одиночном плавании. Но это уже совсем другая история.

Из специального оборудования для плавания нужно не так уж много.

Любую лодку необходимо обеспечить аккумулятором для питания ходовых огней, навигационного оборудования и прочих потребителей.

Лучше всего – гелевые аккумуляторы, 2х50 а/ч в комплекте с солнечными батареями, как делает Г. Журавлев, что позволяет полностью и с запасом перекрыть все мыслимые потребности в электроэнергии.

Более простой вариант – щелочные НКБ, общей емкостью от 70 а/ч. Полностью заряженной батареи хватает на 2 месяца на все потребители. Долговечность, неубиваемость, простота в обслуживании. Минус один – последние годы эти АКБ (используются в трамваях и троллейбусах) дико подорожали. Но, с другой стороны, они почти вечные… Автомобильные, стартерные АКБ советовать не могу, т.к. большой саморазряд и нетерпимость к глубокому разряду долговечными их не делают. Да и таскать с лодки для зарядки часто тоже не хочется.

Из оборудования необходима GPS, и комплект хороших карт на район плавания. Нелишне иметь в дополнение к морским и подробные атласы сухопутные, порой они неплохо дополняют друг друга.
Весьма желателен эхолот, притом не рыболовный, а навигационный. С сигнализацией глубин. Желательна радиосвязь, или речного диапазона, или, на худой конец, простые СВ для связи внутри эскадры, или связи с ушедшими на берег членами экипажа. Хороший бинокль, комплект сигнальных ракет, или хотя бы сигнальное устройство охотника, мощный фонарь. Неплохо использовать автомобильную противотуманную фару на носовом релинге – очень хорошо при швартовке ночью.

Особое внимание стоит уделить якорям. Те модели, которые устраивают на Пироговке и подмосковных водохранилищах на большой воде могут не сработать. Я наиболее универсальным считаю адмиралтейский якорь. Он прекрасно держит на каменистом дне, быстро «забирает» и легко вынимается. При этом весит немного. Желательно иметь два якоря, укомплектованных томбуем. Якорный трос нужен не менее 50 м. Полезна маленькая кошка, типа абордажного крюка – ее удобно забрасывать на берег при швартовке.

Основные маршруты для Москвичей – Волга и Онега-Ладога. Белое море подальше и посложнее. Ладога освоена москвичами существенно меньше Онеги, хотя условия плавания на Ладоге легче.
По порядку: На Онегу можно рекомендовать заброску до Вытегры или Тудозера (Трасса: Ярославль-Вологда-Липин Бор-Вытегра).

Ехать хорошо, дорога сильно загружена только до Ярославля, потом почти пусто.

Сброситься можно почти везде, машину с трейлером оставить берутся почти в каждом доме. Месяц – 300-500 р.

Можно ехать по Питерской трассе на Петрозаводск. Маршрутов по Онеге великое множество.

Есть смысл посетить Унойские острова (Лук отстров) зайти на Бесов нос, Кижские шхеры, Шардонские острова, Суйсари (сев. часть), Уницкую Губу. Навигационных опасностей хватает, но если соблюдать некоторые правила — все будет хорошо. На Онеге необходимо быть особенно внимательным возле мысов где сходится волнение из разных заливов, да и глубины меньше. Метровая волна, не создающая больших проблем на полных курсах, может там «подрасти» вдвое, а это уже неприятно. Переходы надо планировать так, чтобы в незнакомые бухты заходить засветло. Хотя летние ночи на Севере светлые, но лишний риск ни к чему.

С Ладогой все проще. Наиболее интересная часть – севернее линии Приозерск – Валаам-Питяранта. Южнее делать нечего. Заброска удобнее всего до Приозерска. Рядом с причалом и яхт-клубами можно сброситься в Устье Вуоксы.

Вообще плавание на Ладоге легче Онежского. Т.к. в северной части глубины большие волна хоть и высокая, но более пологая. Кроме того, есть огромное количество шхер и бухт, полностью укрытых с глубокими заходами и спрятаться в случае ухудшения погоды всегда можно. Людей, в том числе под парусом, на Ладоге на порядок больше чем на Онеге.

При наличии подробных карт можно с большим интересом прокладывать маршруты по соединяющимся шхерам. Везде красиво. Много интересных мест.

Время для плавания мне кажется наиболее интересным с середины июля до середины сентября. В лесах появляются грибы и ягоды, иногда в умопомрачительных количествах, в то же время количество комаров и т.п. насекомых становится вполне приемлемым.

Для плавания желательно собраться эскадрой 3-5 лодок, но и в одиночном плавании есть своя прелесть. Безопасность от людей обеспечивается вполне неплохо продуманным поведением и некоторой предусмотрительностью. Подробнее см. «Самооборона на яхте».

Главное – «вырваться за горизонт», а дальше открываются такие дали и перспективы…

Интересных плаваний и успехов всем.

/Сергей Маркарян

Post Author: info@microclass.ru